Вы здесь

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА с. НАГОРНОЕ

Село Нагорное Тарского уезда Тобольской губернии было основано переселенцами из Вятской губернии в 1874 году. Это были крестьяне, которые отправились в Сибирь в поисках земель для переселения. Среди первых жителей села встречаются фамилии Смертиных, Зиминых, Шестаковых, Ведякиных.

И. Голошубин пишет:

«Село Нагорное (уличн. – «Кайлы») … расположено в урмане, при впадении двух маленьких речек Кайлы и Кайгарлы в Зимовную. От реки Кайлы село Нагорное и носит уличное название «Кайлы». Название же села «Нагорным» приписано ему от гористой местности, которое оно занимает. Раньше место это принадлежало татарам – инородцам (Аялышская волость, деревня Берняжка). С переходом в казну, оно отдано было переселенцам».

Вскоре здесь была построена и открыта однопрестольная церковь во имя Святого Николая Чудотворца. По вопросу датировки постройки и открытия церкви сегодня существуют разногласия между архивными данными и воспоминаниями местных жителей. Так, в сельской библиотеке с. Нагорное сохранились воспоминания Дмитрия Михайловича Попова, сына старосты церкви, который рассказывал, что все документы, принадлежащие церкви, хранились сначала у его отца, а затем у него. И среди них находился утверждённый чертёж плана строительства церкви, датированный 1911 годом за № 5802. По мнению Дмитрия Михайловича, именно по этому чертежу в Нагорном воздвигали храм. Все документы Дмитрий Михайлович передал своим близким родственникам, проживающим в г. Омске. Он же вспоминал: «Мне было 10 лет, когда я с отцом стал посещать церковь. Особенно много было народу в престольные праздники Рождества Христова, Пасху, Крещение. Мужики до церкви шли в лаптях, а на крылечке переобувались в хромовые сапоги. Для каждого праздника было своё убранство. Очень красиво было внутри. Продавали свечи, маленькие изображения святых, просвирки. После службы в праздник ходили ещё вокруг храма, читали молитвы. В церкви крестили младенцев, венчали молодых. Деревни окрестные удалены на много километров от Нагорного, люди шли пешком по 20-30 км.».

 

При этом в одной из работ тарский краевед А.И. Юрьев приводит письмо Анатолия Николаевича Куломзина, написанное им своей жене Е.Д. Куломзиной 23 июля 1896 года с парохода «Моряк» на Иртыше:

«…Мне пришлось сойти с парохода и проехать на лошадях в село Екатериненское, оттуда через посёлок Урезай-Коряковский в Нагорно-Ивановское, где чиновник Оноре строит церковь на средства Комитета Сибирской дороги… Церковь приостановлена за неимением денег, хотя почти совсем готова. Придётся поскорей высылать деньги на её окончание…».

В 1914 году в «Списках населённых мест Тобольской епархии» приводится следующее описание церкви:

«…Церковь однопрестольная, в честь Св. и Чуд. Николая, посторена в 1897 году на средства Сибирского железнодорожного Комитета. Зданием деревянная, с таковою же, в одной связи, колокольнею на каменном фундаменте; покрыта железом, снаружи обшита тёсом и окрашена белой краскою. Прочна и утварью достаточна. Местопочтимых икон нет. Капиталов церкви и угодий, приносящих ей доход нет… В селах Ложниково и Нагорное в 1898 году были открыты церковно-приходские школы…».

В работе К.Ф. Скальского «Омская епархия» (1900 год) также описывается церковь в с. Нагорное:

«…Церковь во имя святителя Николая Мур-Ликийского чудотворца, одноцрестольная, из соснового леса, на каменном фундаменте, построена в 1897 году на средства комитета по постройке сибирской железной дороги, прочна и вместительна. Деревень в приходе 8, самая дальняя в 20 верстах, препятствий в сообщении нет, часовен и молитвенных домов нет. Дома для причта построены обществом из соснового леса, прочны и для жительства удобны. Земли положено на причт пахатной и сенокосной 100 десятин и усадебной 3 десятины. Лесу на сенокосной земле березового и осинового около 10 дес.; земля удобная, но находится без употребления. Жалованья положено от казны в год священнику 400 руб. и псаломщику 125 руб.; причтового и церковного капитала нет; дохода поступает в братскую кружку до 400 руб. в год. Населения в приходе мужского пола 1238 д. и женского 1196 д. все православные, католиков обоего пола до 50 человек, раскольников – нет».

Таким образом, вероятнее всего церковь была построена и открыта в 1897 году.

Более подробное описание прихода дано в работе И. Голошубина «Справочная книга Омской епархии» (1914 год):

«…Население прихода: 2060 д. м. п. и 1953 д. ж. п. Из них: 1) в селе Нагорном – 582 д. об. п. В деревнях: 2) Ивановский (уличн. – «Зыряны») – в 2 в., 348 д. об. п., 3) Каначевка – в 5 вер., 304 д. об. п., 4) Покровка (уличн. – «Букарева заимка») – в 12 вер., 337 д. об. п., 5) Вознесенка – в 13 вер., 241 д. об. п., 6) 2-й Вятский (уличн. – «Орловка») – в 20 вер., 176 д. об. п., 7) Поречье – в 17 вер., 439 д. об. п., 8) Ново Кортуновой – в 15 вер., 177 д. об. п., 9) Ново-Троицкой – в 6 вер., 284 д. об. п., 10) Бекмес – в 10 вер., 326 д. об. п., 11) Коряновой (она же «Уразай» - в 10 вер., 368 д. об. п., 12) Алексеевка (уличн. – «Рабщина») – в 25 вер., 122 д. об. п., 13) Павловка – в 15 вер., 308 д. об. п. В приходе села Нагорного вновь заселяются два поселка: 1) Башметовский и на «Борисовой пашне». Раскольников и сектантов нет.

В деревне Ново-Коршуновой есть несколько семей католического вероисповедания. Население православное – переселенческое из губерний: Вятской, Вологодской, Орловской, Казанской, Харьковской, Виленской и Витебской.

Среднее число за год крещений – 400, браков – 50 и погребений – 200. Церковного приходского попечительства, народных библиотек и чайных в приходе нет.

…Дома для причта общественные, деревянные, с таковыми же службами, застрахованы в 1050 руб. за счет прихожан. Жалованья от казны положено: священнику 400 руб. и псаломщику 125 руб. в год. Братских доходов бывает до 1000 руб. в год. Причтового капитала нет. Отношение прихожан к содержанию храма и поддержанию в исправности причтовых домов – усердное. Пасхальное хождение со св. иконами бывает в ближайших деревнях и по всем домам без исключения. Летом после посева бывают крестные ходы по всем деревням, а по окончании общих полевых молебнов, служатся молебны в каждом доме)».

При церкви открылось церковно-приходская школа. К.Ф. Скальский (1900 год) пишет:

«Есть в селе одноклассная, смешанная церковно-приходская школа, учится в ней мальчиков 38 и девочек 11, остается вне школы школьного возраста 365 детей, на школу поступает от Совета 150 р., от церкви до 50 р. и от общества на отопление, сторожа и освещение до 55 руб.; помещается в собственном удобном здании, земли отведено для школы 20 дес.; учительница получает жалованья от Епархии. Совета по 150 р. в год; обучают безмездно; Закону Божию – священник, пению – псаломщик и рукоделию – жена священника».

Согласно данным, приведенным в работе И. Голошубина (1914 год), церковно-приходская школа открылась в селе 30 января 1898 года.

В 1914 году в селе действовала четырёхклассная земская школа. После революции школу перевели в дом священника, а на ее месте разместили клуб, сельский совет, избу-читальню.

В 1900 году по штату в церкви положено было служить священнику и псаломщику. Так, священником служил Александр Алексеевич Тимофеев, псаломщиком Михаил Михайлович Тренеров.

Последним священнослужителем, согласно архивных данных, был Лев Прокопьевич Потапов, ровесник Ревягина.12 сентября 1937 года Потапов был арестован.

В 1937 году церковь закрыли. Ревягин был расстрелян НКВД осенью 1937 года. Сначала отца Семёна, а затем и старосту церкви Попова Михаила Захаровича в 1937 году забрали по линиии НКВД. Попов Михаил Захарович  после 6-7 месяцев заключения в колониии с. Екатериновка вернулся домой. Отца Семёна больше никто никогда не видел.

На месте церкви открыли клуб. Возгорание Храма Николая Угодника произошло в 1954 году.

В 2014 году в с. Нагорное по просьбе верующих и на их добровольные пожертвования был открыт молебный дом.

Первая служба состоялась 9 сентября 2014 года.


Информация взята из монографии «Храмы родной земли» авторов Банкрутенко А.В., Соколовой Е.В., Юдиной Е.В.

Монография выполнена в рамках реализации проекта «Храмы родной земли» при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018». (Договор № 1701789)

окт 2018