Атирка – село, расположенное на берегу несудоходной реки Шиш, в 70 километрах от города Тара. Атирка была основана в 1896 году переселенцами из Вятской губернии. Своё название селение получило от протекавшей рядом речки.
Однопрестольная церковь в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери была построена в Атирке в 1899 году на средства пожертвования в фонд имени государя Александра III московским потомственным почётным гражданином Колесниковым. Церковь была выполнена в стиле эклектики. Тогда же был открыт приход и Атирке присвоен статус села. Кроме Атирки, в приход входили поселки Николаевский (159 д. об. п.), Онорской (112 д. об. п.), Нижний Васисс (140 д. об. п.), Ильинский (117 д. об. п.), Знаменский (150 д. об. п.), Имшагал (159 д. об. п.), Ново-Георгиевский (327 д. об. п.), Боровский (187 д. об. п.), Турунгас (105 д. об. п.), Быган (170 д. об. п.), Усюльган (111 д. об. п.), Герасимовский (40 д. об. п.), Малый Васисс (21 д. об. п.), Чиула (59 д. об. п.), Темирка, Красный Яр, Сагузинский, Гриневич, Барановский, Миртовский, Зыряновский, Осиновский, Малиновский, В. Турунгас, Киксинский, Васисский, Киакский. Около 1914 года в самостоятельный приход был выделен Нижний Васисс с поселками Балдышенским, Киксинским, Ильинским, Знаменским, Мало-Васисским.
Из описания прихода начала 1910-х годов:
«К посещению храма Божия прихожане очень усердны, но к содержанию его относятся холодно. На нужды храма ассигнуют ничтожные суммы и те уплачивают неисправно. От поддержания в исправности причтовых домов прихожане отказались».
К.Ф. Скальский в работе «Омская епархия» (1900 г.) дает следующее описание церкви:
«Церковь в честь Божьей Матери Казанской, однопрестольная, деревянная, построена на средства фонда Императора Александра III, прочна и вместительна. Приписных сел и деревень, а также часовен и молитвенных домов нет. Дома для священника и псаломщика есть, - деревянные, поместительные, но холодные; при домах есть надворные постройки. Земли на притч положено 120 д., в том числе сенокосы и леса». Дрова притч покупал у местных крестьян по цене 1 рубль 50 копеек за погонную сажень осиновых и березовых дров.
По штату в церкви было положено служить священнику с жалованием в размере 600 рублей, и псаломщику, имеющему жалование в размере 200 рублей.
При храме действовала церковно-приходская школа, здание для которой было выстроено на те же средства, что и церковь. Обучение детей было прекращено с 1904 года (с 1908 года) в связи с отказом селян оплачивать отопление и услуги сторожа.
Школ других ведомств в приходе не имелось. В Атирке действовала чайная, которая содержалась на средства Тарского общества трезвости.
К.Ф. Скальский указывает, что с 24 июня 1899 года священником в церкви служил Валериан Мелиссов (29 лет), окончивший курс Пензенской духовной семинарии.
Валериан Дмитриевич Мелиссов очень много сделал для села. Так, например, находим его заметку-обращение в газете «Сибирский листок» за 1905 год «О трагической судьбе одного бывшего участника турецкой войны из Тарского уезда Тобольской губернии»:
«12 мая днём в селе Атирке в реке Шише утонуло два человека. Несчастный случай произошёл таким образом: на паром для переправы через реку Шиш собралось несколько мальчиков из села; один из них мальчик лет 8 по неосторожности упал с парома в воду. На крик ребят прибежал перевозчик и как был в одежде бросился в воду, мальчика между тем течением отнесло довольно далеко. Перевозчик, прекрасный пловец, скоро догнал мальчика, посадил к себе на спину и велел держаться руками за него. От лишней ли тяжести, или может быть мальчик ручонками сильно сдавил ему горло, пловец начал ослабевать и просил подать ему лодку. На берегу кроме мальчика было двое взрослых, но к несчастию неумевших управлять лодкой, почему помощи утопающему оказано не было. Минут 15 пловец держался на воде и всё время не оставлял мальчика, оставь он мальчика сам непременно бы выплыл, так как был прекрасным пловцом, наконец силы его оставили и оба с мальчиком пошли ко дну. Перевозчика вытащили багром через три часа, а мальчика не нашли ещё, хотя уже прошло 5 дней. Утонувший, спасая другого, был солдат, участвовавший в турецкой войне, был два месяца под пулями и возвратился домой невредимым; оставил большое семейство в крайней бедности, так что всё необходимое для погребения доставила местная интеллигенция. Семейство покойного Владимира Загородного теперь будет, за смертью главного кормильца, сильно бедствовать. Если бы кому пришла добрая мысль пожертвовать что-нибудь семье погибшего, этим была бы оказана существенная и настоятельно необходимая помощь.
Села Атирки Тарского уезда священник Валериан Мелиссов».
Настоятелями храма в разные годы были:
- с 10 февраля 1912 по 1914 гг. - Митрофан Сокальский;
- с 1920 по 1922 гг. - Кенсорин Шастин;
- с 20-ых годов по 22 ноября 1932 г. - Петр Кузьмин.
Псаломщик – Александр Скворцов – закончил Тобольское уездное училище и в Атирском приходе служил с 15 августа 1899 года. Он был уроженцем города Тобольска.
Ещё один источник, свидетельствующий об истории православия на Тарской земле, - работа И. Голошубина «Справочная книга Омской епархии» (1914 г.) – об Атирской церкви рассказывает следующее:
«…однопрестольная в честь чудотворной иконы Казанской Божьей матери, построена в 1899 году на средства пожертвования в фонд имени государя Александра III московским потомственным почётным гражданином Колесниковым. Прочна, вместительна и утварью достаточна.
Население прихода 1371д. мужского пола и 1195 д. женского пола. Среднее число крещений за год 285, браков 61, погребений 160. Население православное. Раскольников и сектантов нет.
…Пасхальное хождение со святыми иконами, благодаря плохим весенним дорогам, совершается только в самых близких поселках и то по приглашению прихожан. Крестные ходы по полям бывают, но и то не во всех поселках. После полевых молебнов служатся таковые же по приглашению и в домах».
История Атирской церкви, во-многом, воспоизводится по воспоминаниям старожилов села. Так, Щебет Татьяна Павловна (93 года), рассказала следующее:
«Жители д. Кумлы Васисского района посещали Атирскую церковь во времена её существования. Все были верующие. В детстве мои родители часто брали меня посетить церковь. Ездили мы на лошади. Ехали из Кумлов через Савгу в Атирку. Возле Атирки переезжали реку Шиш на пароме.
Церковь стояла в центре Атирки. Здание бревенчатое, высокое. Пол в церкви был из досок. В здании были сооружены крыльцы (похоже на сцену) (клирос), куда выходил батюшка и выносили стол. За крыльцами находился кабинет для батюшки - алтарь. Зайдя в церковь, батюшка проходил в алтарь, читал там молитву и выходил на клирос. Вначале он здоровался с прихожанами, поздравлял с праздником и начинал читать книгу, вести службу. В алтарь женщины не заходили, могли зайти только мужчины. Это святыня батюшки. Зал служил для прихожан. У стен стояли лавки. Перед службой в зал выносили стол, на котором размещалась икона. Здесь ей прихожане преклонялись. В церкви был отдельный кабинет для певчих. Пели те, кто знал молитвенные песни и кто обладал певчим голосом. Матушка приглашала петь.
В зале размещались четыре столба. Со всех сторон был проход вокруг столбов. На 4-х сторонах этих столбов размещались большие иконы святых под стеклом. Под каждой иконой тумбочка, на которой лежала запись, указывающая кто святой и молитва про него.
Прихожане подходили к столбам с иконами и читали молитвы. На углах этих столбов были прикреплены малые иконы Божьей матери: Казанской Божьей матери, Тихвинской Божьей матери и др. Недалеко от алтаря размещались столы с подсвечниками. Большие подсвечники у икон Божьей матери и Иисусу Христу. Подсвечники поменьше около икон других святых. В эти подсвечники прихожане ставили свечи за здравие. В стороне стоял стол с иконами и подсвечниками, где ставили свечи за упокой. В церкви проходили литургии. Когда бил колокола, нараспев пели молитвенные песни.
На Крещение все ездили в церковь за святой водой. Вода нанашивалась прихожанами в большой чан, и там её освящали, а затем раздавали. В Пасху проходили всеночные. Я однажды в детстве присутствовала на всеночной в Атирской церкви. Читают, слушают молитвы. В 12 часов величают Иисуса Христа. Все вместе обходят с иконами 3 раза вокруг церкви. В это время звенит колокол. После этого поздравляют друг друга и угощаются. Спиртное в церковь не носили. Крестьяне брали с собой освятить хлеб, выпеченную пасху и куличи, масло, сыр, яйца, соль.
Крестьяне иногда приглашали батюшку посетить деревню, освятить поле, усадьбу. Батюшка Атирской церкви жил с семьёй в Атирке. Его семью содержали прихожане.
В Советское время рядом с церковью построили сельский Дом Культуры, поставили памятник Воину-Освободителю».
Данных о закрытии и разрушении церкви сегодня не сохранилось. Но церковь была закрыта не ранее 1932 года (до этого времени имеются данные о настоятелях храма). Но известно, что в 1973 году в церкви был клуб, а в 1975 году она была разобрана окончательно. Из материалов бывшей церкви построили колхозную контору. Некоторое время в помещении еще не разрушенного храма находился зерносклад.
Информация взята из монографии «Храмы родной земли» авторов Банкрутенко А.В., Соколовой Е.В., Юдиной Е.В.
Монография выполнена в рамках реализации проекта «Храмы родной земли» при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018». (Договор № 1701789)