Вы здесь

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА с. УСТЬ-ТАРЫ

Деревня Усть-Тара расположена на правом берегу Иртыша в 92 километрах от города Тара в месте слияния реки Зимовная и реки Тара. В качестве постоянного русского поселения Усть-Тара упоминается в дозоре Тарского уезда в 1701 году. До этого момента она числится как отъезжий степной караул. Усть-Тара, как и другие прииртышские поселения, была основана для закрепления в Сибири власти русского царя.

Доподлинно установить сегодня начальные этап основания деревни не представляется возможным. Но по данному вопросу существует ряд версий. Самой распространённой из них является таковая. Первоначально место, где располагается село, а тогда еще деревня, относилось к местам заселения татар. По словам А.Д. Колесникова восемь семей русских поселились возле Усть-Тарских юрт с согласия ясашных, но при переписи 1701 года татары пожаловались на русских и «…дозорщик разбил жалобу. Условились: поселившиеся тарские казаки останутся на прежнем месте, но запрещено принимать новых поселыциков, не пасти скот на татарском луге и землю пахать только за Иртышом на левом берегу. Русским также запрещалось ходить в зверовые угодия ясашных, запрещалось разводить костры и пугать зверей дымом и криками». Усть-Тарские старожилы рассказывали, что сначала на месте Усть-Тары была деревня Тартамак, жили в ней только татары.

Сегодня существует легенда о двух братьях – татарских князьях Реме и Байгаге Кучуковых, - которые, находясь под следствием, дали обещание, что если выиграют дело, примут христианскую веру. Дело было выиграно и в январе 1751 года братья в Тобольске приняли крещение: Рем был наречен Петром, Байгага – Павлом. Возвращаясь из Тобольска домой по Иртышу они стали сожалеть о смене веры и упрекать в этом друг друга. В это время поднялся сильнейший ветер и братья начали тонуть. Тогда Петр воскликнул: «Святой Апостол Петр спаси нас!». Буря постепенно утихла, братья благополучно добрались до дома о дали обещание построить церковь во имя Святых Петра и Павла. Свое обещание они исполнили в 1752 – 1753 годах. Однако церкви предшествовала часовня. После смерти они были похоронены возле церкви.

22 мая 1751 году по благословению великого преосвященного Сильвестра митрополита Тобольского и Сибирского в деревне Устьтарской была заложена Петропавловская церковь. По указу митрополита Сильвестра от 31 марта 1751 года необходимо было «…имеющуюся часовню разобрать и на том же месте еже ль она способна на первый случай обжить из того же леса во имя первоверховых апостолов Петра и Павла церковь и к ней пристроить алтарь и его преосвященству рапортовать».

25 августа 1751 году новопостроенная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла была освящена.

Первая построенная церковь в селе Устьтарском простояла до 1764 года, после стала ветшать и к 1767 году пришла в непристойное состояние. В связи с этим жители села 26 февраля 1767 году обратились к преосвященному Павлу, митрополиту Тобольскому и Сибирскому, с просьбой «…сего февраля 26 дня в Тарское духовное правление Тарского заказа Устьтарского села церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла прихожане и выбранный от нас разночинец Василий Андреев сын Евтин это доношение представил. Ему Евтину от прихожан Петропавловской церкви разных чинов выбрано ехать в Тобольск к Вашему преосвященству и просить о построении в том селе вместо обветшалой деревянной единопрестольной церкви во имя святых Первоверховых апостолов Петра и Павла новой. А также просить на то строение благословенную грамоту».

На данное прошение из г. Тобольска пришла грамота от 13 марта 1767 года на постройку новой Петропавловской церкви. Но по неизвестным причинам строительство не началось. Жители села во главе с церковным старостой Иваном Казанцевым 31 марта 1770 году повторно обратились в Тобольскую консисторию к преосвященному Варлааму, епископу Тобольскому и Сибирскому.

Под данной просьбой стоит резолюция епископа Варлаама от 27 мая 1770 года – «на безопасном месте велеть церковь построить, на строение дать грамоту и святой антиминс». После этого церковь была построена. В ней установили новый иконостас столярной гладкой работы, покрашенный и местами позолоченный, по всем местам имелись святые образа. На обустройство новой Петропавловской церкви было израсходовано около 400 рублей.

К Устьтарскому приходу были приписаны (на 1770 г.) близлежащие деревни – Черняева, Бородихина, Коренева, Кривозерская, Ананьина, Шмакова. Приход состоял из 208 душ мужского пола и 320 душ женского пола.

17 октября 1778 году в полдень Петропавловская церковь «вся без остатку» сгорела.

13 марта 1779 года из г. Тобольска в Тарский заказ священнику Матвею Данилову пришла благословенная грамота о разрешении построить в селе Устьтарском новую деревянную церковь «по подобию грекороссийских церквей» с тем же наименованием на удобном, неподтопляемом и противопожарном «лучшем по безопасности» месте.

19 мая 1784 году церковь была построена.

Численность прихожан с каждым годом возрастала, и к тем вышеупомянутым деревням добавились еще две - Седельникова и Сыщикова. Общая численность прихожан к 1821 году составила 454 души мужского пола и 487 душ женского пола.

В 1821 году возник спор между прихожанами о переносе Петропавловской церкви из с. Усть-Тара в д. Бородихина. В связи с тем, что в Петропавловский приход относились селения, расположенные, как по правую (с. Усть-Тара, д. Седельникова, д. Сыщикова), так и по левую сторону (д. Черняева, д. Коренева, д. Бородихина, д. Заливина, д. Секменева) реки Иртыш, часто возникали проблемы переправы через реку в весеннее-летне-осенний период. Поэтому у жителей возникали междоусобные конфликты, один из них решился в ходе рассмотрения дела в Тобольской Духовной Консистории. В течение годового разбирательства Тобольская Духовная Консистория дала согласие на перенос Петропавловской церкви на левый берег р. Иртыш в д. Бородихина, а вот Тарское духовное правление постановило «… 1822 года октября 11 дня. Церковь будет на том месте, где большее количество поселившихся прихожан и больше следовавших, на котором месте быть церкви». Поскольку по численности населения преобладало правобережье, то церковь осталась в селе Усть-Тарском.

Еще одним из аргументов жителей села Устьтарского было, то, что церковь старая и при разборе она будет повреждена, восстановить ее в первоначальном виде будет практически невозможно. Действительно по состоянию на 1831 год здание церкви, сделанное из соснового леса, от долговременного стояния и от дождей повреждается и приходит «в гнилость», поэтому церковь имеет наклон на полуденную сторону.

В конце XIX века в Усть-Таре имелась уже деревянная церковь на каменном фундаменте. Она была построена в 1854 году на средства прихожан по плану, утвержденному в 1848 году преосвященным Владимиром 7 августа за № 3730. Сохранилось следующее описание церкви: «Здание деревянное на каменном фундаменте с таковою же колокольней в одной связи. Крепка. Утварь скудна по малочисленности и бедности жителей. Причта за упразднением самостоятельного прихода при сей церкви нет. Земли пахотной и сенокосной за упразднением прихода не имеет. Домов для священнослужителей не имеется. Жалования на содержание причта из казны не получает. Библиотека при сей церкви есть и книги в ней хранятся».

И. Голошубин в работе «Справочная книга Омской епархии» (1914 год) так описывает имеющуюся в Усть-Таре церковь: «Здание деревянное, на каменном фундаменте, в одной связи с колокольнею, построена на средства прихожан в 1854 году. Прочна. Утварью недостаточна, по малочисленности и бедности местных жителей. Служба в ней совершается от одного до трех раз в месяц. Бывают торжественные вечерни. Капиталов, земли и домов при ней нет. Вновь строящихся церквей нет».

В это время Усть-Тарская церковь уже была приписана к Логиновскому приходу, к Николаевской церкви (село Логиновско-Хорошковское Тарского уезда)

После установления в деревне Усть-Тара советской власти, в помещении церкви разместилось зернохранилище, а затем – школа.

Здание церкви в д. Усть-Таре просуществовало до 1948 г. В январе этого года оно сгорело.


Информация взята из монографии «Храмы родной земли» авторов Банкрутенко А.В., Соколовой Е.В., Юдиной Е.В.

Монография выполнена в рамках реализации проекта «Храмы родной земли» при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018». (Договор № 1701789)

окт 2018