Покровительницей села Екатерининского является святая Великомученица Екатерина. У жителей села существует легенда о появлении здесь церкви. Согласно ей, на пароходе купца Альфонса Фомича Паклевского-Козелла, который перевозил товары по Оби и Иртышу, случился пожар. Купец, обратившись к Богу, сказал: «Если мы останемся, живы, то в первом же селении, которое встретится в нашем дальнейшем пути, я построю церковь». И таким селением оказалось Заводо- Екатерининское. Случилось это в XIX веке.
Подтверждением данной легенды служит и то, что, на небольшой медной пластине сохранился паспорт церкви, сохранил его Потребич Аким Макарович, он нашёл эту пластину на полу под иконостасом зимнего зала, когда разбирали иконостас в 1955 году. Запись гласит:
«2 июня 1860 года во второй день, благословением Бога, в благополучное царствование Государя Императора Александра II, на сём месте заложен храм во имя Святой Великомученицы Екатерины, по проекту, утверждённому Его Преосвященством, Феогностом, епископом Тобольским и Сибирским. Строитель храма контрагент Тобольских винокуренных заводов, отставной Надворный Советник Альфонс Паклевский-Козелл».
К 1861 г. относятся и первые записи в метрической книге храма. На первом листе метрической книги 1861 года указано: «С сего года начинается хранение сего документа при церкви».
В работе И. Голошубина «Справочная книга Омской епархии» (1914 г.) дано следующее описание церкви:
«… Первая церковь была построена в 1861 г. на ассигнования из общих губернских доходов. Престолов в ней два. Главный – в честь святой Великомученицы Екатерины, а второй придел - во имя Святого мученика Феодора – устроен в 1892 г. на средства тарского купца Федора Ивановича Щербакова.
Здание деревянное, с таковой же в одной связи колокольнею, на каменном фундаменте. Прочна и утварью достаточна. В храме имеется местно чтимая икона - копия с иконы Абалакской Божьей Матери. Иногда, с разрешения Епархиального Начальства, икона это с крестным ходом бывает носима в г. Тару.
Капиталов церкви и угодий, приносящих ей доход, нет. Приписных, вновь строящихся церквей и угодий, в приходе.
Приход состоит из одного только села Заводо-Екатерининского».
Свято-Екатерининский храм был деревянным, на каменном фундаменте. На кирпичах фундамента имелось клеймо из двух букв «ПК» (возможно, Паклевский – Козелл). Храм имел три купола: над алтарём, над церковью и колокольнею. Потолка не было, крыша оканчивалась куполами. Сколько было колоколов, неизвестно, по воспоминаниям жителей, их звон был слышен далеко за пределами села.
Храм Святой Екатерины построен был из леса хвойных пород: сосны и лиственницы – в виде прямоугольника. В строительстве обоих престолов использовали традиционные способы крепления брёвен, построены только топором, без применения металлических деталей и гвоздей.
На 1900 г. в приходе насчитывалось 313 душ мужского пола и 296 душ женского пола, также в приходе был один раскольник – беспоповского толка. В селе проживало всего 50 детей школьного возраста, поэтому в открытии церковно-приходской школы не было необходимости: дети обучались в министерском народном училище. И. Голошубин в Справочной книге Омской епархии за 1914 г. отмечает, что в с. Заводо-Екатерининском проживает 362 мужчины и 366 женщин. Население старожильческое – православное, раскольников и сектантов нет. Среднее за год число крещений – 33, браков – 7, погребений – 30.
По штату при церкви должны были служить священник и псаломщик. Они жили в общественных, деревянных домах и получали от государства жалованье: священник - 300 р., псаломщик - 100 р. в год (в 1914 г. указаны те же суммы). В 1914 г. священнику живет уже на частной квартире, поскольку его дом вместе с надворными постройками пришли в ветхость.
Церковь имела землю (усадебной – 4 десятины, пахотной – 90 десятин, сенокосной – 9 десятин), причтовый капитал в размере 1050 р. и собирала доходов в братскую кружку до 100 руб. в год (в 1914 г. указано – до 200 р.). Но поскольку земля была малопригодной для ведения хозяйства, то церковью она не использовалась и в аренду не сдавалась.
Из Клировых ведомостей церквей г. Тары и Тарского уезда за 1882 г. видно, что здание церкви требовало ремонта,
«… о чем в Тобольской казенной палате заведено дело с 19 декабря 1873 года, но в каком положении находится неизвестно. Для помещения причта на усадебной земле построены два дома из соснового леса, которые требуют значительных поправок.
Настоятель живет в казенном доме, а псаломщик живет на квартире за наем из собственности. На содержание причта от казны жалования положено настоятелю 205 р. и законоучителю 60 р. в год.
Капиталов, вложенных в кредитных учреждениях с обращением процентов в пользу причта, нет, сборов и пожертвований нет, а потому содержание причта крайне скудно.
Часовен нет. Домовой в сем приходе церкви нет.
Летопись церковная не ведется. Опись церковного имущества есть составлена в 1868 году, скреплена в Омском Духовном правлении.
Библиотека при церкви весьма скудна, книг указанных в списках просвещённой Филарета по бедности церкви не приобретается.
Круг богослуженных книг есть. Настоятельное место праздно, потому что настоятель священник Григорий Пирожников перемещен епархиальным начальством 13 сентября 1880 году в Савинский приход Березовского округа.
Исправляющий должность псаломщика Николай Федоров Киселев 51 год, дьяческий сын. По исключению из высшего отделения Тобольского Духовного училища определен 10 июня 1844 г. по указу консистории к станице Новониколаевой Николаевской церкви дьячком. 12 апреля 1853 году высокопреосвященным Евлампием посвящен в стихарь. 19 октября 1863 г. по резолюции высокопреосвященного Варлаама. В следствии просьбы переведен в поселок Новорыбинский к Спасской церкви Петропавловского уезда акмолинской области. По высочайше утвержденному 30 апреля 1877 г. расписанию приходов и причтов в Тобольской епархии, по определению епархиального начальства перемещен исправляющим должность псаломщика к Екатерининской церкви Заводо-Екатерининского Тарского округа 5 ноября 1877 г. Грамоту и переводные указы имеет. Вдов. В семействе у него дети: Павел 26 лет, окончил курс в Тобольской духовной семинарии в 1880 году, находится в Ишимском Духовном уездном училище учителем. Яков 19 лет, обучается в Тобольской духовной семинарии, в 4-ом классе на казенном содержании».
Согласно Тобольскому епархиальному адрес-календарю за 1895 год, церковь в с. Заводо-Екатерининское принадлежала к Благочинию священника Павла Игнатьева, местом пребывания которого и было с. Заводо-Екатерининское.
С приходом советской власти все церковные ценности под предлогом помощи голодающим большевики выгребли в 1921 году, а в середине 1930-х сняли колокола.
В 1935 году храм Святой Великомученицы Екатерины был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны в здании церкви проживали обучающиеся Ленинградской военно-морской специальной школы, которые занимались заготовкой дров в с. Екатерининском. Воспитанник 2-й Ленинградской военно-морской спецшколы, в годы войны эвакуированной в Тару, Юлий Самойлов в своей книге «Солнце опускалось за кормою…» описывает свое пребывание в Екатериновке на заготовке дров:
«…Спецы совсем уже обжили старую церковь на окраине таежного села, как меховым воротником прикрытую с трех сторон вечно зеленым урманом… Церковь не действовала с тех пор, как погнали отсюда колчаковцев и поставили партизанскую точку на религии, как опиуме для народа. Больше использовали ее под сенохранилище, мечтали переделать под клуб, да так и не собрались даже прохудившуюся кровлю привести в маломальский порядок, чтобы сберечь строение от навалившегося на него тлена… Каждое утро, едва только солнце принималось золотить верхушки сосен, умирающий храм оживал стоголосым криком юной братвы, испуганное воронье в панике взмывало над разбитым вдрызг куполом, оглашая окрестности паническим карканьем».
В здании зимнего престола в 1950-е года размещалась начальная школа. Позже здание было разобрано.
С 1953 года здание находилось на балансе сельского совета, в нем был расположен дом культуры. Храм потерял свой прежний облик: придел перевезен и отдан под пошивочную и парикмахерскую, были утрачены три купола храма.
29 августа 2002 года храм был передан в собственность Омской и Тарской епархии. Установлен один небольшой купол. Иконы нижнего ряда иконостаса храма были написаны художником Н.Ф. Бабушкиным.
Информация взята из монографии «Храмы родной земли» авторов Банкрутенко А.В., Соколовой Е.В., Юдиной Е.В.
Монография выполнена в рамках реализации проекта «Храмы родной земли» при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018». (Договор № 1701789)